Прежде всего, нужно понимать, что встроенный шкаф-купе и автономный модуль купе, не связанный с четкими размерами габарита по ширине, высоте и глубине, различны не только по сложности монтажа, но и по качеству снятия первоначальных размеров, по сути, определяющих успешность и изготовления и установки. Если при определении наружных габаритов автономного шкафа купе (при условии, что он ниже уровня потолка) ошибка в 5-10 мм, не будет играть решающую роль, то отклонения в 2-3 мм при определении размеров встроенной конструкции уже становятся критическими. И при ошибках в замерах «вбить» готовый шкаф в проем без изменения геометрии модуля посадки раздвижной системы наверняка не удастся. Поэтому говорить о самостоятельном изготовлении шкафа купе можно только в отношении автономных конструкций, причем с большими оговорками и риском выбросить деньги и труд «на ветер».
Безусловно, огромное количество современных мебельщиков это вчерашние студенты, офицеры, учителя и т.д., вынужденные сменить профиль деятельности из-за малой востребованности (вернее, оплачиваемости) их профессий, без достаточного опыта работы и навыков сборки. И если в крупных компаниях «молодежь» прикрепляется к профессиональным мастерам, то «шабашники» в основном учатся на собственных ошибках. Держаться «на плаву» им позволяет хорошо развитый сервис подготовки комплектующих для шкафов купе.
Имея три наружных габарита планируемого шкафа купе сегодня можно обратиться к компании, занимающиеся раскроем ДСП, где опытные мастера за небольшую оплату просчитают с помощью существующих программ на компьютере нужную деталировку, разложат ее на выбранных листах материала, порежут листы, поклеят кромку и, при желании просверлят монтажные отверстия в деталях. Там же, но в другом подразделении исходя из просчитанных внутренних размеров корпуса, рассчитают и выполнят порезку нужных комплектующих раздвижной системы. Причем многие «шабашники» именно там и заказывают сборку готовых дверей «начерно», чтобы потом осталось их только расшить, вставить наполнитель и заново собрать. Сборка модуля осуществляется в любом помещении, имеющем ровный стол и с минимумом электроинструмента (электродрель, шуруповерт). А раздвижная система вставляется в модуль уже непосредственно у заказчика дома.
Это типовая схема работы полулегальных и нелегальных коммерческих структур и частников и она широко используется во всех крупных городах страны. А наши соотечественники приобретают такие шкафы купе, поскольку цена их всегда ниже, чем стоимость шкафов купе крупных отечественных компаний. Разница в ценах вполне объяснима. Во-первых, у частников и мелких фирм нет дизайнерских и конструкторских отделов и вся их продукция типична для массового «ширпотреба». Говорить об оригинальности или уникальности таких шкафов купе абсолютно некорректно. Но помимо малых расходов на содержание необходимых служб «шабашники» активно используют разные способы снижения себестоимости.
Заявленное заказчику австрийское ДСП почти всегда оказывается дешевой плитой из ближнего зарубежья. Долговечная и стойкая к истиранию и другому механическому воздействию 2 мм кромка ПВХ во всех возможных местах подменяется меламиновой 0.5 мм кромкой. Сборка производится не на мини фиксах, а на обычных конфирматах, а выкатные ящики монтируются на обычных системах, а не тандемах tip-on и им аналогичных. При использовании в качестве наполнителя раздвижных дверей используются 3-х, максимум 4-х мм зеркала или стекла, причем обратная их сторона закатывается обычным аракалом, имеющим самую минимальную рыночную цену. Паковка модулей в «гаражных» условиях приводит к многим дефектам на поверхности ДСП, которые мастерски заделываются порой обычным пластилином, подходящим по цвету к цветовому исполнению ДСП.
Кроме этих «мелочей» стандартной для «шабашников» является подмена раздвижных систем известных производителей более дешевыми комплектующими отечественных компаний или производителей из ближнего зарубежья, что позволяет успешно «сдать заказ» и какое-то время пользоваться шкафом купе, но неизбежно приводит к потере эксплуатационных характеристик задолго до конца гарантийного срока. А доказать потом, что проблема в качестве роликов, а не в неправильной эксплуатации пока не удавалось никому.
Поэтому можно утверждать наверняка – сделать самому шкаф-купе сегодня можно – это подтверждают многочисленные фирмы – «шабашники». Но сделать шкаф купе оригинального дизайна и добиться нужного уровня качества изделия и его установки без должного опыта работы в этой сфере деятельности просто нереально. Причем понесенные финансовые затраты на первом этапе игры «сделай сам» вскоре умножатся, когда все скрытые дефекты изготовления и монтажа начнут проявляться и останется только единственный бескомпромиссный выбор – пригласить профессионала для их устранения. А это всегда стоит крайне дорого, поскольку настоящие мастера берутся за переделки крайне неохотно.